Описание конструкции
Автомобиль оборудован двумя тормозными системами — рабочей и стояночной.
Рабочая тормозная система предназначена для снижения скорости движения автомобиля вплоть до его волной остановки и кратковременного удержания автомобиля в неподвижном состоянии.
Стояночная тормозная система предназначена для предотвращения самопроизвольного движения автомобиля во время стоянки.
Рабочая тормозная система — двухконтурная, диагональная, с гидравлическим приводом. Состоит из явного тормозного цилиндра с вакуумным усилителем, четырех колесных тормозных механизмов, тормозных трубопроводов и шлангов. Тормозные механизмы передних колес — дисковые вентилируемые, тормозные колеса задних — барабанные или дисковые невентилируемые. На часть автомобилей устанавливается антиблокировочная система тормозов (АБС), состоящая из гидроблока и датчиков скорости ращения колес. Эта система предотвращает блокирование колёс при резком торможении за счет уменьшения давления в контуре колеса, которое затормаживается больше других.
Каждый из тормозных контуров автомобиля включает в себя тормозные механизмы двух колес: одного переднего и одного заднего, расположенных на автомобиле по диагонали. При выходе из строя одного из контуров, второй контур, хоть и с меньшей эффективностью, обеспечит остановку автомобиля.
Для уменьшения усилия, прикладываемого водители к педали тормоза, в приводе тормозной системы установлен вакуумный усилитель, работающий за счет разрежения, образующегося во впускном трубопроводе работающего двигателя.
Предупреждение! Не выключайте двигатель до полной остановки автомобиля, так как при этом сильно возрастет усилие, которое необходимо приложить к педали тормоза для остановки автомобиля.
На корпусе главного тормозного цилиндра установлен бачок с тормозной жидкостью. В бачке установлен датчик. При опасном падении уровня жидкости в бачке датчик включает контрольную лампу на щитке приборов.
Стояночная тормозная система имеет тросовый привод и воздействует на задние колеса. При поднятии рычага на автомобилях с задними барабанными тормозными механизмами в верхнее положение рычаги, установленные на колодках задних тормозных механизмов, поворачиваются и начинают давить на распорные планки. При этом колодки раздвигаются и фиксируют тормозной барабан от проворачивания. При поднятии рычага на автомобилях с задними дисковыми тормозными механизмами в верхнее положение, рычаги, установленные на суппортах задних тормозных механизмов, поворачиваются и выдвигают из суппорта поршень. При этом колодки сжимают и фиксируют тормозной барабан от проворачивания.
Источник
11. Тормозная система
Все рассматриваемые в настоящем Руководстве модели автомобилей оборудованы гидравлической тормозной системой с вакуумным усилением. На передние колеса всегда устанавливаются дисковые тормозные механизмы, тогда как механизмы задних колес могут иметь как дисковую, так и барабанную конструкцию.
Сдвоенная конструкция оборудованного двумя раздельными резервуарами главного тормозного цилиндра (ГТЦ) позволяет разбить гидравлический тракт на два, действующих независимо друг от друга, контура. Последнее означает, что в случае отказа одного из контуров, второй продолжает работать в прежнем режиме, обеспечивая адекватное торможение автомобиля. Гидравлические контуры имеют диагональное расположение. Отказ любого из контуров, естественно, ведет к снижению эффективности торможения и сопровождается срабатыванием контрольной лампы на приборном щитке при выжимании педали ножного тормоза.
Все тормозные механизмы оборудованы саморегуляторами. При этом компенсация износа тормозных колодок дисковых механизмов (передних и задних) осуществляется автоматически, тогда как, на барабанные тормозные механизмы установлены специальные регулировочные устройства, активация которых происходит во время торможения, а также при взведении стояночного тормоза.
Система антиблокировки тормозов (ABS) может быть установлена на все модели. На моделях Zafira без ABS в оба задних тормозных контура встраиваются чувствительные к нагрузке на заднюю ось клапаны-регуляторы, обеспечивающие корректировку давления тормозной жидкости в зависимости от степени загрузки автомобиля.
Главный тормозной цилиндр (ГТЦ)
ГТЦ установлен на сборке сервопривода вакуумного усилителя тормозов, закрепленной на задней переборке двигательного отсека. Сверху на цилиндре расположен большой резервуар гидравлической жидкости, оборудованный пластмассовой крышкой. Резервуар крепится в цилиндре при помощи проходных втулок и цилиндрического штифта.
Как уже упоминалось выше, ГТЦ имеет сдвоенную конструкцию, обеспечивающую функционирование двух независимых гидравлических контуров. Давление жидкости в каждом из контуров нагнетается индивидуальным поршнем внутри главного цилиндра.
Вакуумный усилитель тормозов
Усилитель использует создаваемое во впускном трубопроводе разрежение для повышения эффективности функционирования гидропривода тормозной системы. Сервопривод вакуумного усилителя закреплен на задней переборке двигательного отсека.
Рычаг управления стояночного тормоза расположен в салоне автомобиля и посредством тросового привода воздействует на тормозные механизмы задних колес. При взведении рычага на моделях, оборудованных барабанными задними тормозными механизмами, тросы оттягивают исполнительные рычаги, прикрепленные к сборкам тормозных башмаков в механизмах обоих задних колес. При этом башмаки разводятся в стороны, прижимаясь к рабочей поверхности барабанов.
При обслуживании компонентов тормозной системы автомобилей следует соблюдать некоторые особые меры предосторожности:
- Для заправки тормозной системы используйте только гидравлическую жидкость требуемого сорта (см. Главу Текущее обслуживание).
- Фрикционные накладки тормозных колодок/башмаков могут содержать вредный для здоровья асбест. Старайтесь не вдыхать тормозную пыль, не сдувайте ее сжатым воздухом. Для протирки компонентов тормозных механизмов применяйте только специальные чистящие составы.
- Следите за соблюдением всех требуемых допусков и усилий затягивания крепежа. При обслуживании компонентов пользуйтесь только исправным инструментом. При малейших сомнениях обращайтесь за помощью к специалистам. Помните, что исправность функционирования тормозов является залогом безопасности движения.
- При малейших признаках нарушения исправности функционирования тормозной системы эксплуатация автомобиля должна быть приостановлена!
- При обслуживании любой части системы действуйте аккуратно и методично, скрупулезно соблюдая чистоту. При отсутствии уверенности в работоспособности компонентов производите их замену в комплекте для обоих тормозных механизмов каждой оси. Используйте только запасные части известных производителей.
« предыдущая страница 10.3.4. Замена защитных чехлов ШРУС | ^ к оглавлению | следующая страница » 11.1. Спецификации |