Стартер — общая информация, снятие и установка
Общая информация
1. Единственной задачей системы запуска является обеспечение вращения двигателя со скоростью, достаточной для его запуска — примерно 300 об/мин.
2. Система запуска состоит из стартера, аккумуляторной батареи, выключателя зажигания, тягового реле и соединительной электропроводки.
3. Стартер представляет собой электромотор постоянного тока со смешанным возбуждением и установленным снаружи электромагнитным тяговым реле. Стартер состоит из корпуса или статора с обмотками возбуждения, якоря с обгонной муфтой, крышки со щеткодержателями и тягового реле.
4. При включении стартера через обмотку тягового реле начинает протекать ток от аккумуляторной батареи. Якорь реле втягивается и контакты замыкаются. Одновременно якорь реле через приводной рычаг обеспечивает выдвижение шестерни с обгонной муфтой, при этом ступица муфты поворачивается на винтовых шлицах вала якоря стартера и поворачивает также и шестерню, что облегчает ввод последней в зацепление с зубчатым венцом маховика. Через замкнутые контакты тягового реле проходит ток, питающий обмотки статора и якоря и якорь стартера начинает вращаться вместе со ступицей и обгонной муфтой.
5. После запуска двигателя частота вращения шестерни превышает частоту вращения якоря стартера. В этом случае обгонная муфта свободно проворачивается, и крутящий момент не передается от маховика двигателя на вал якоря стартера. После отпускания ключа зажигания цепь питания обмоток тягового реле через выключатель зажигания размыкается, якорь тягового реле пружиной отжимается в исходное положение, контакты реле размыкаются и шестерня привода выходит из зацепления с зубчатым венцом маховика.
6. Стартер с втягивающим реле расположен параллельно коленчатому валу двигателя и закреплен на силовом агрегате.
7. При проведении ТО необходимо обеспечить безукоризненное соединение электропроводки, удалить следы коррозии зажим и смазать клеммы специальной смазкой.
Снятие и установка
8. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи (см. Раздел 9).
9. Поднимите автомобиль на подъемнике, отпустите гайку (см. сопр. иллюстрацию) и отсоедините кабель заземления на «массу».
10. Отпустите крепежные гайки (см. иллюстрацию 13.9) и отсоедините электропроводку от стартера, затем выверните 2 крепежных болта и снимите стартер.
11. Установка производится в обратном порядке.
12. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи (см. Раздел 9) и поднимите автомобиль на подъемнике.
13. Снимите защитную скобу (см. сопр. иллюстрацию) приемной трубы системы выпуска отработавших газов.
14. Отпустите 2 крепежные гайки (см. иллюстрацию 13.13) и отсоедините подводящую электропроводку от стартера, а так же кабель заземления.
15. Отпустите верхнюю гайку крепления гайку и нижний крепежный болт (см. иллюстрацию 13.13) и снимите стартер.
16. Установка производится в обратном порядке.
17. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи (см. Раздел 9).
18. Отсоедините вакуумный шланг (см. сопр. иллюстрацию), выверните 2 болта и снимите опору впускного воздуховода, затем отпустите гайки и отсоедините кабели электропроводки.
19. Отсоедините кабель заземления (см. иллюстрацию 13.18), выверните 2 крепежных болта и снимите стартер.
20. Установка производится в обратном порядке.
21. Отсоедините провод от отрицательной клеммы батареи (см. Раздел 9) и поднимите автомобиль на подъемнике.
22. Отпустите 2 гайки и отсоединить кабели электропроводки от стартера.
23. Выверните 2 крепежных болта (см. сопр. иллюстрацию) и снимите стартер.
24. Установка производится в обратном порядке.
25. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи (см. Раздел 9).
26. Выверните 2 крепежных болта и отсоедините скобу крепления вакуумного ресивера от впускного воздуховода и от блока двигателя.
Замечание: Ресивер крепится в задней верхней части блока цилиндров.
27. Отпустите 2 гайки и отсоединить кабели (см. сопр. иллюстрацию) электропроводки от стартера, выверните 2 крепежных болта и снимите стартер.
Замечание: Болты имеют различную длину — верхний болт крепления длиннее.
28. Установка производится в обратном порядке.
29. Снимите аккумуляторную батарею с поддоном (см. Раздел 9).
30. Рожковым ключом отожмите наконечники (см. сопр. иллюстрацию) тросов из шаровых соединений на коробке передач. На сервисной станции Opel для этого используют специальное приспособление (рычаг) Ореl-КМ-6042. Оттяните назад фиксаторы и извлеките наконечники из скоб держателя и отведите их в сторону, соблюдайте осторожность наконечники и тросы не должны перекручиваться, растягиваться или перегибаться.
31. Специальным длинным ключом (см. сопр. иллюстрацию) выверните верхний болт крепления стартера, а затем поднимите автомобиль на подъемнике.
32. Отсоедините 2 шланга от вакуумного ресивера (см. сопр. иллюстрацию).
33. Отпустите гайку и отсоединить кабель заземления от стартера, выверните 2 болта и снимите вакуумный ресивер с опорой (см. иллюстрацию 13.32).
34. Отпустите 2 гайки и отсоединить кабели электропроводки от стартера, выверните нижний болт крепления стартера и снимите стартер.
35. Установка производится в порядке, обратном порядку снятия. Нижний болт крепления стартера следует затягивать после затягивания верхнего болта.
36. Снимите аккумуляторную батарею и поддон батареи (см. Раздел 9).
37. Выверните верхний крепежный болт (см. сопр. иллюстрацию) стартера из корпуса коробки передач.
Замечание: Стартер расположен в задней части блока двигателя.
38. Поднимите автомобиль на подъемнике и снимите защиту картера (см. Главу 2).
39. Отсоедините сливной шланг масляного фильтра от блока двигателя, ослабив хомут крепления.
40. Отсоедините стяжку (см. сопр. иллюстрацию), выверните крепежный болт и гайку и отсоедините кабели электропроводки стартера.
41. Отпустите гайку крепелния кабеля заземления (см. иллюстрацию 13.40), выверните нижний крепежный болт и снимите стартер.
42. Установка производится в обратном порядке.
43. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи (см. Раздал 9).
44. Снимите крышку двигателя, а на модемах Zafira, оборудованных двигателями Z19DT/Z19DTL, снимите также решетку обтекателя и крышку задней переборки двигательного отсека (см. Главу 11).
45. Высвободите шланг (см. сопр. иллюстрацию) системы охлаждения из держателя, отпустите 2 гайки и отсоедините держатель жгута электропроводки, отведите жгут а сторону.
46. Отпустите 2 гайки (см. иллюстрацию 13.45) и отсоедините кабели электропроводки от стартера, затем выверните 2 верхних болта крепления стартера.
47. Поднимите автомобиль на подъемнике и снимите защиту картера (см. Главу 2), отпустите крепежную гайку и отсоедините кабель заземления, выверните нижний крепежный болт и снимите стартер.
48. Установка производится в обратном порядка.
Проверка состояния и восстановительный ремонт стартера
49. Выполнение подробной диагностики состояния и восстановительного ремонта стартера следует поручить специалистам автосервиса — предварительно удостоверьтесь, что стоимость ремонта не превысить цену на новый стартер.
Источник
Opel Astra H manual
Стартер установлен на блоке цилиндров с задней стороны силового агрегата.
Вам потребуются: накидные ключи «на 10» и «на 13».
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
2. Отверните гайку крепления силового провода…
3….и снимите провод с контактного болта тягового реле.
4. Отверните гайку крепления управляющего провода тягового реле.
5. Снимите управляющий провод с контактного болта тягового реле и отведите снятые провода в сторону.
6. Отверните гайку крепления «массового» провода.
7. Снимите «массовый» провод с нижней шпильки крепления стартера и отведите его в сторону.
9….и нижнюю шпильку крепления стартера к двигателю…
10….снимите стартер.
11. Установите стартер в порядке, обратном снятию.
Источник
Снятие и установка стартера
Стартер автомобиля Opel Astra установлен на блоке цилиндров с задней стороны силового агрегата.
Вам потребуются: накидные ключи «на 10» и «на 13».
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
2. Отверните гайку крепления силового провода.
3. . и снимите провод с контактного болта тягового реле.
4. Отверните гайку крепления управляющего провода тягового реле.
5. Снимите управляющий провод с контактного болта тягового реле и отведите снятые провода в сторону.
6. Отверните гайку крепления «массового» провода.
7. Снимите «массовый» провод с нижней шпильки крепления стартера и отведите его в сторону.
9. . и нижнюю шпильку крепления стартера к двигателю.
11. Установите стартер в порядке, обратном снятию.
Источник
Opel Astra h. Снятие и установка стартера
Стартер установлен на блоке цилиндров с задней стороны силового агрегата.
Вам потребуются: накидные ключи «на 10» и «на 13».
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
2. Отверните гайку крепления силового провода…
3….и снимите провод с контактного болта тягового реле.
4. Отверните гайку крепления управляющего провода тягового реле.
5. Снимите управляющий провод с контактного болта тягового реле и отведите снятые провода в сторону.
6. Отверните гайку крепления «массового» провода.
7. Снимите «массовый» провод с нижней шпильки крепления стартера и отведите его в сторону.
9….и нижнюю шпильку крепления стартера к двигателю…
10….снимите стартер.
11. Установите стартер в порядке, обратном снятию.
Источник
Ремонт стартера
Рис. 10.4. Детали стартера: 1 – крышка со стороны привода; 2 – винты крепления тягового реле к крышке со стороны привода; 3 – стопорное кольцо муфты привода; 4 – упорное кольцо муфты привода; 5 – муфта привода; 6 – рычаг привода; 7 – коронная шестерня; 8 – опора рычага привода; 9 – вал привода; 10 – тяговое реле; 11 – сателлиты; 12 – уплотнительное кольцо планетарного редуктора; 13 – болты крепления крышки со стороны коллектора; 14 – стяжные болты; 15 – крышка со стороны коллектора; 16 – щеточный узел; 17 – статор; 18 – ротор; 19 – крышка планетарного редуктора.
Перед разборкой стартера убедитесь в его исправности путем следующих простых проверок.
1. С помощью отвертки проверьте легкость перемещения муфты привода вдоль вала.
2. Проверните шестерню привода. Она должна легко проворачиваться относительно ступицы муфты в направлении вращения якоря и не должна проворачиваться в противоположном направлении.
3. Соедините проводами для «прикуривания» клемму «минус» снятой с автомобиля аккумуляторной батареи с корпусом стартера. Второй провод подсоедините одним концом к клемме «плюс» аккумуляторной батареи, а вторым – к выводу управляющего провода тягового реле.
Если тяговое реле исправно, то раздастся щелчок и выдвинется муфта привода. В противном случае тяговое реле подлежит замене.
4. Отсоедините провод от управляющего вывода тягового реле и подсоедините к нижнему контактному болту тягового реле. Ротор стартера должен начать вращаться с частотой более 6000 мин–1. В противном случае отремонтируйте стартер.
Вам потребуются: ключи «на 10», «на 13», торцовые головки TORX E5 и E7, отвертки с плоским и крестообразным лезвием, пассатижи с узкими губками, молоток, тестер, штангенциркуль.
1. Отверните гайку крепления шины к контактному болту тягового реле…
2….и отсоедините шину от болта.
3. Выверните три болта крепления тягового реле к крышке со стороны привода…
5. Выверните два стяжных болта…
6….и разъедините статор и крышку со стороны привода.
7. Выверните два болта крепления крышки со стороны коллектора…
9. Осмотрите крышку со стороны коллектора. Если втулка в крышке изношена или на ней появились задиры, раковины и другие дефекты, необходимо заменить втулку или крышку в сборе с втулкой.
10. Извлеките из статора ротор…
12. Снимите маслоотражательную крышку планетарного механизма…
13….и уплотнительное кольцо.
14. Извлеките из крышки со стороны привода опору рычага привода стартера.
15. Снимите с осей водила три сателлита.
16. Выньте из крышки вал привода…
17….и снимите рычаг привода.
18. Сдвиньте по валу привода ограничительное кольцо, как показано на фото.
19. Подденьте отверткой и снимите стопорное кольцо.
20. Снимите ограничительное кольцо…
22. Снимите коронную шестерню планетарного редуктора.
23. Осмотрите щеточный узел. Проверьте высоту щеток в щеткодержателе. Если их высота 7 мм и менее, замените щеточный узел новым. Проверьте с помощью омметра изолированные держатели на замыкание с корпусом. Сопротивление должно стремиться к бесконечности.
24. Осмотрите ротор. На шестерне и цапфах вала ротора не должно быть повреждений (забоины, задиры). Коллектор ротора не должен иметь следов обгорания. Незначительное обгорание устраните ветошью, смоченной в бензине, и мелкозернистой наждачной шкуркой. Проверьте обмотку ротора на короткое замыкание с помощью омметра.
Сопротивление должно стремиться к бесконечности.
25. Проверьте, легко ли перемещается якорь тягового реле стартера, замыкаются ли контактные болты контактной пластины (с помощью омметра).
26. Проверьте муфту привода. Зубья шестерни не должны быть значительно изношены. Шестерня должна легко проворачиваться относительно ступицы муфты в сторону вращения ротора и не должна проворачиваться в противоположном направлении. Если зубья шестерни изношены или повреждены либо шестерня проворачивается в обоих направлениях, замените муфту.
27. На рычаге привода стартера не должно быть трещин и следов значительного износа паза вилок.
28. Соберите стартер в последовательности, обратной разборке, с учетом следующих особенностей:
– смажьте шестерню вала ротора кремнийсодержащей смазкой General Electric CG321 или аналогичной;
Предупреждение.
В процессе эксплуатации муфту привода не нужно смазывать. Однако необходимо очистить ее от грязи. Не применяйте для очистки привода средства, которые могут вымыть заложенную в его муфту смазку.
– смажьте моторным маслом подшипники (втулки), в которых вращается ротор стартера;
– для установки ограничительного кольца воспользуйтесь пассатижами;
– перед установкой щеточного узла на ротор разведите щетки и зафиксируйте любым доступным способом (например, заклепками или небольшими гвоздями). После установки щеточного узла на ротор освободите щетки, убрав установленные фиксаторы;
– перед установкой тягового реле нанесите тонкий слой силиконового герметика на поверхность реле, контактирующую с крышкой стартера со стороны привода.
Источник