Opel MOKKA, замена «электронного» термостата
Для чего нужен термостат?
Двигатель любого транспортного средства – весьма сложный механизм. И для максимально полной отдачи придуманы различные системы, которые с годами совершенствуются и усложняются. Например, система охлаждения призвана поддерживать оптимальный температурный режим, при котором происходит полное сгорание топливной смеси, а износ минимален. Даже есть такой термин – термоменеджмент. Ибо данная система должна не только не давать мотору перегреваться, но и следить за тем, чтобы он и быстрее прогревался, и оперативно реагировал на изменяющуюся нагрузку. Один из важнейших элементов системы охлаждения – термостат:
По сути своей это механическое устройство, принцип работы которого основан на тепловом расширении. И вот этот узел за многие годы практически не менялся (конструктивно). Но современное моторостроение тяготеет к даунсайзингу, то есть уменьшению рабочего объёма мотора, что влечёт за собой необходимость их форсирования. Одно из обязательных условий повышения КПД – увеличение рабочей температуры. Частично это реализовано за счёт того, что в замкнутой системе под давлением, со специальной жидкостью (а антифриз имеет более высокую температуру закипания, чем простая вода), можно выйти на стабильные 105°/108°. Но как предохранить двигатель от закипания, если он работает всё время на грани? И тут выходят на сцену…
Электронно-управляемый термостат. Что за зверь?
На самом деле это самый обычный термостат. По- прежнему его открытие и закрытие обеспечивается тепловым расширением. А то, что многие принимают за датчик, — на самом деле дополнительный контур подогрева. Как это работает? Попробую объяснить «на пальцах». Допустим, машина едет с одним водителем с одной скоростью по ровной дороге. При определённом положении педали развиваются определённые обороты. Термостат открывается на 105°, что обеспечивает надёжную работу мотора (при прочих исправных элементах системы охлаждения) с максимальной отдачей. Если загрузить машину или дорога вдруг пойдёт в гору, при том же положении педали обороты уменьшатся. ЭБУ (электронный блок правления) поймёт, что появилась дополнительная нагрузка, и оперативно подаст напряжение на нагревательный элемент термостата, а он начнётся открываться раньше, чем реально повысится температура антифриза! То есть эта система работает на опережение и потому эффективна. Пока исправна.
Какие неисправности у «электронного» термостата?
Да практически те же, что и у обычного. Его может заклинить в закрытом, открытом или частично открытом положении. Виной тому как возрастные изменения, так и реакция на некачественную охлаждающую жидкость. Но к этому могут добавиться неисправности электрического контура. Самое простое и распространённое – обрыв цепи, в результате чего термостат не может реагировать на нагрузку, что приводит к частым перегревам.
Как заменить термостат?
И тут особых отличий от работы с классическими термостатами нет. Но рассмотрим эту процедуру на примере Opel Mokka:
С одним из самых распространённых на машинах GM мотором 1.8 (A18XER):
Владелец данного автомобиля жаловался на постоянный перегрев, и компьютерная диагностика выявила неисправность именно электронной части. Для замены термостата необходимо слить антифриз. А значит, надо определиться, идёт речь о замене или же стоит заливать обратно слитый антифриз. На помощь приходит специальный прибор:
Если температура замерзания в допуске, на охлаждающей жидкости можно и сэкономить. Но мой совет – всегда заливайте свежую.
— Слить антифриз. Для этого в радиаторе имеется специальный кран. Но, чтобы добраться к нему, необходимо снять защиту:
Термостат расположен в торце головки блока:
Безусловно, найдутся умельцы, которые заменят его, не трогая ничего «лишнего». Но что ими движет, лень или профессионализм, не рискну определять. На мой взгляд – желание оптимально обеспечить свободное пространство для работы. А посему надо начать со снятия расширительного бачка. Однако, чтобы добраться до болтов его крепления, необходимо снять пластиковую накладку:
— открутить болты крепления расширительного бачка:
Термостат виден, но всё ещё малодоступен.
— открутить стальную пластину, к которой крепится жгут проводки:
— снять хомут с патрубка на радиатор:
Кстати, вот ещё повод менять этот термостат:
В данном месте велика вероятность утечки антифриза
— открутить четыре болта крепления термостата:
-очистить привалочную поверхность корпуса термостата:
— внимательно осмотреть корпус термостата. Не должно быть трещин или искривления:
Так как даже неправильная работа термостата может привести к дорогостоящему ремонту, рекомендую в к выбору нового подойти ответственно, и не экономить.
Новый термостат уже имеет вклеенную прокладку:
— установить новый термостат на место, наживить болты руками.
А для затягивания понадобится…
Дело в том, что болты, которые крепят термостат, вкручиваются во втулки, впаянные в пластиковый корпус. И чрезмерное усилие может легко повредить это крепление. Тогда выход один – замена корпуса термостата.
— затянуть болты крепления термостата:
— произвести сборку в обратной последовательности;
— запустить и прогреть мотор:
— убедиться, что в системе охлаждения отсутствуют воздушные пробки;
— удалить ошибки в системе охлаждения. И ваш OPEL снова здоров!
Источник
Opel Mokka 1.8i 5дв. кроссовер, 140 л.с, 5МКПП, 2012 – 2016 г.в. — двигатель перегревается
Двигатель перегревается (горит сигнализатор перегрева двигателя)
Перечень возможных неисправностей | Диагностика | Методы устранения |
---|---|---|
Неисправен термостат | Проверьте исправность термостата | Замените неисправный термостат |
Недостаточное количество охлаждающей жидкости | Уровень жидкости ниже метки «MIN» на расширительном бачке | Устраните утечки. Долейте охлаждающую жидкость |
Много накипи в системе охлаждения | — | Промойте систему охлаждения средством для удаления накипи. Не используйте жесткую воду в системе охлаждения. Концентрированный антифриз разводите только дистиллированной водой |
Загрязнены ячейки радиатора | Осмотр | Промойте радиатор струей воды под давлением |
Неисправен насос охлаждающей жидкости | Снимите насос и осмотрите узел | Замените насос в сборе |
Не включается вентилятор системы охлаждения | Проверьте цепи включения вентилятора | Восстановите контакт в электрических цепях. Неисправные предохранитель, реле, вентилятор системы охлаждения, датчик температуры, ЭБУ — замените |
Недопустимо низкое октановое число бензина | — | Заправляйте автомобиль топливом, рекомендованным заводом-изготовителем |
Много нагара в камерах сгорания, на днищах поршней, тарелках клапанов | Осмотр после снятия головки блока цилиндров двигателя | Устраните причину нагарообразования (см. «Повышенный расход топлива», «Повышенный расход масла»). Применяйте масло рекомендованной вязкости и по возможности с низкой зольностью |
Прорыв отработавших газов в систему охлаждения через поврежденную прокладку головки блока цилиндров | В расширительном бачке ощущается запах отработавших газов и всплывают пузырьки | Замените прокладку головки блока цилиндров. Проверьте неплоскостность головки блока цилиндров |
Причины перегрева двигателя
Наиболее частая причина перегрева — недостаточное количество охлаждающей жидкости в системе охлаждения. Жидкость, как известно, всегда найдет как просочиться, если есть хоть малейшая дырочка. В системе охлаждения с кучей трубочек, патрубков, хомутиков и прокладочек таких дырочек может быть несколько. Вот и уходит постепенно тосол и из расширительного бачка, и из радиатора системы охлаждения. ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Как защитить себя и автомобиль от жары и солнца Определить эту проблему можно по белым потекам на внешних поверхностях двигателя, каплях тосола под машиной после длительной стоянки. Все негерметичные элементы системы охлаждения нужно заменить.
Если вентилятор приводится ремнем от коленвала, то может ослабнуть натяжение этого ремня. Если привод вентилятора электрический, то может «глючить» датчик температуры. Проверьте эти элементы — часто они провоцируют дальнейшие проблемы. Затем убедитесь, что ребра радиатора системы охлаждения сохранили чистоту. Если же на них налипла грязь, то перегрев возникнет очень быстро — лучше всего раз в 2—3 года мыть радиатор сильной струей воды. ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Как подготовить автомобиль к началу жаркого сезона
По мере накопления отложений в системе охлаждения подвижность упругого элемента термостата теряется, и он перестает реагировать на температуру тосола, выходящего из двигателя. Дальше все зависит от того, в каком положении он зависнет — либо постоянно начнет гонять жидкость по большому контуру, и мотор будет труднее прогреваться; либо по малому, тогда перегревы неизбежны. Очень часто термостат клинит после того, как в систему охлаждения залили водопроводную воду — она жесткая, с большим содержанием солей и минералов, которые тут же откладываются в системе охлаждения. Если пришлось это сделать, то нужно как можно быстрее заменить ее на тосол. Но воду все равно с собой возить нужно: часто приходится срочно долить охлаждающей жидкости (лучше дистиллированной). Неисправный термостат нужно срочно заменить. Но если он стоит дорого, то хотя бы помыть, залив в систему охлаждения горячую смесь воды и лимонной кислоты, калгон либо «Крот» — эти вещества хорошо и чистят, и растворяют все лишнее.
Причины, которые можно определить, а некоторые – устранить
Нарушение уплотнения камеры сгорания
Чего нельзя делать при закипевшем моторе
Профилактика
Кроме этого перегрев двигателя может возникнуть при выборе неправильного режима эксплуатации мотора. К примеру, если вы будете постоянно двигаться лишь на пониженных передачах и на высоких оборотах, то вероятность закипания мотора увеличивается, особенно при наличии отклонений в работе системы охлаждения. В холодное время года некоторые ошибки невилируются низкой температурой, но это не значит, что моторы кипят только летом.
Технические характеристики Opel Mokka 1.8i / Опель Мокка в кузове 5 дв. кроссовер с двигателем 140 л.с, 5МКПП, выпускавшихся c 2012 г. по 2016 г.
Источник
Opel Mokka 1.8. Ошибка P0171
Владелец Oprl Mokka 2014 года с бензиновым мотором 1.8 A18XER обратился с жалобой на горящий “чек”. Так как на авто ездит его жена, больше никаких симптомов не замечалось
Это простой мотор, без турбины, но с изменяемыми фазами газораспределения. Подробнее о A18XER можно прочитать здесь
Скрин результатов компьютерной диагностики Opel Mokka
В памяти неисправностей видим два кода:
- P0171 – Fuel Trim System lean (Топливная смесь слишком бедная)
- P0597 – Engine Coolant Thermostat Heater Control Circut (Обрыв цепи нагревателя термостата)
Ошибки носят постоянный характер, после удаления появляются сразу на заведенном двигателе. При этом “чек” загорится на панели только после нескольких ездовых циклов.
Мы знаем по опыту, что “чек” скорее всего вызовет ошибка P0171 – Слишком бедная смесь. Но разбираться мы будем и также с проблемой кода P0597.
Для более гибкой работы системы охлаждения на A18XER устанавливается термостат со встроенным электрическим подогревателем (на фото – под жгутом внизу)
Подогреватель термостата проверяется легко – мультиметром в режиме измерения сопротивления. В нашем случае элемент накала этого подогревателя в обрыве.
Подогреватель термостата меняется только вместе с термостатом в сборе.
Что касается ошибки P0171, здесь все немного сложнее. Причин бедной смеси может быть много. Если погуглить причины конкретно на этом двигателе (MOKKA или INSIGNIA), лидировать в результатах будут 2 неисправности – клапан продувки абсорбера или мембрана маслоотделителя картерных газов в клапанной крышке.
И если клапан абсорбера проверить легко, то с мембраной все сложнее. Нужно снимать клапанную крышку и разбирать маслоотделитель.
Ошибка P0171 – постоянный спутник двигателей OPEL!
Мы предпочитаем начинать с малого. Например, с диагностической чистки дроссельной заслонки. Работа эта не занимает много времени, проста и крайне желательна.
На этом моторе дроссельная заслонка фирмы BOSCH, это полностью электронный компонент, который отвечает за подачу общей массы воздуха в ДВС, а также за холостой ход. Даже небольшие отложения до 0,5 мм на стенках заслонки могут вызвать непредсказуемые последствия: нестабильный ХХ, большой расход топлива, ошибки по смеси и т.д.
Мы демонтировали и очистили специальной химией внутреннюю часть дроссельной заслонки. После установки на авто, прогрева и пробной поездки ошибка P0171 больше не появлялась.
Источник