6.2.2 Система самодиагностики и коды неисправности
6.2.2. Система самодиагностики и коды неисправности
Для проверки систем впрыска топлива и снижения токсичности выхлопов необходимо использовать цифровые универсальные контрольно-измерительные приборы, так как они имеют большую точность измерений и большее сопротивление внутреннего контура.
Ручные сканеры являются наиболее удобными и универсальными устройствами для проверки систем управления работой двигателя на моделях более поздних годов выпуска.
Системы OBD-I (модели до 1995 года выпуска)
Электронный блок управления имеет встроенную систему самодиагностики (On Board Diagnosis (OBD) system), которая служит для поиска неисправностей в системе и включает контрольную лампочку двигателя на приборном щитке в случае обнаружения неисправностей. Код неисправности сохраняется в памяти электронного блока управления и доступен для считывания.
Считывание кодов неисправности систем OBD-I
Для считывания записанных в памяти электронного блока управления кодов неисправности соедините клеммы STI и GND диагностического разъема подключения.
Подсоедините вольтметр к клемме STO и «массе» автомобиля. Включите зажигание и подсчитайте число отклонения стрелки прибора или миганий контрольной лампочки двигателя. Например, код 34 будет выведен как 3 длинных мигания лампочки, пауза, 4 коротких мигания.
Очистка кодов неисправности системы OBD-I
Для очистки кодов неисправности отсоедините провод минусовой клеммы аккумулятора и выжмите педаль тормоза дольше, чем на 5 секунд.
Коды неисправности систем OBD-I (модели 1993-1995 годов выпуска, кроме моделей 1994 и 1995 годов выпуска с 4-цилиндровым двигателем и автоматической коробкой передач)
Источник
6.2.2 Система самодиагностики (OBD) и коды
6.2.2. Система самодиагностики (OBD) и коды
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Цифровой вольтметр
Цифровой вольтметр используется для диагностики системы уменьшения токсичности выхлопных газов и управления работой двигателя.
Сканер
Сканер используется для определения кодов неисправности и анализа систем управления двигателем.
Предупреждение
На моделях с 1990 до 1994 года устанавливается система самодиагностики OBD1, а с 1995 года – система самодиагностики OBD2.
Для определения кодов неисправности в системе OBD1 необходимо просто рассоединить проверочный разъем, расположенный под панелью приборов. Но для определения кодов неисправностей в системе OBD2 необходимо использование специального прибора для просмотра кодов неисправностей. Для проведения диагностики системы уменьшения токсичности выхлопных газов и управления работой двигателя желательно использовать цифровой вольтметр, который имеет высокое входное сопротивление и не влияет на работу проверяемой цепи (см. рис. Цифровой вольтметр).
Для определения кодов неисправностей и анализа систем управления двигателем необходимо использовать специальные сканеры (см. рис. Сканер).
Блок ECM содержит встроенную систему самодиагностики, которая обнаруживает и классифицирует неисправности в электрических цепях. Когда модуль ECM обнаруживает неисправность, загорается контрольная лампа «check engine», неисправность идентифицируется, и код неисправности записывается в память и сохраняется в ней.
Имеются четыре способа самодиагностики неисправности двигателя. Контрольная лампа «check engine» загорается, если имеется неисправность в U-способе.
U-способ наиболее удобен для пользователя.
Способ чтения памяти. Предназначен для отдела технического обслуживания для проверки запасенных кодов неисправностей.
D-способ. Используется для проверки неисправных частей.
Способ очистки. Предназначен для удаления записанных кодов неисправности.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Проверьте, что проверочный разъем способа неисправности разъединен.
2. Включите зажигание, не запуская двигатель и проверьте, что лампа «check engine» на комбинации приборов горит.
3. Наблюдайте за лампочкой «check engine», которая высветит коды неисправности, записанные в память компьютера. При отсутствии кодов неисправности лампа «check engine» не будет гореть. Если лампа «check engine» мерцает, то это означает, что испытательный разъем способа неисправности не разъединен.
4. Наблюдая за лампой «check engine», определите коды неисправности. Первая цифра кода неисправности высвечивается продолжительными вспышками, а вторая цифра кода неисправности высвечивается короткими вспышками. Например, 4 продолжительных вспышки представляет цифру 4, а две коротких вспышки представляет цифру 2, то есть код неисправности 42.
Код 11 (одна продолжительная вспышка, одна короткая вспышка)
Датчик или электрическая цепь угла поворота коленчатого вала
Нет причины
Код 12 (одна продолжительная вспышка, две короткие вспышки)
Выключатель стартера
Выключатель стартера остается постоянно включенным или выключенным
Код 13 (одна продолжительная три короткие вспышка)
Датчик угла поворота распределительного вала
Нет причины
Код 14 (одна продолжительная вспышка, четыре короткие вспышки).
Топливная форсунка 1
Нечеткая работа топливной форсунки
Код 15 (одна продолжительная вспышка, пять коротких вспышек).
Топливная форсунка 2
Нечеткая работа топливной форсунки
Код 16 (одна продолжительная вспышка, шесть коротких вспышек)
Топливная форсунка 3
Нечеткая работа топливной форсунки
Код 17 (одна продолжительная вспышка, семь коротких вспышек)
Топливная форсунка 4
Нечеткая работа топливной форсунки
Код 21 (две продолжительных вспышки, одна короткая вспышка)
Датчик температуры охлаждающей жидкости
Датчик или электрическая цепь датчика работают со сбоями
Код 22 (две продолжительных вспышки, две короткие вспышки)
Датчик детонации
Оборвана или замкнута электрическая цепь датчика
Код 23 (две продолжительных вспышки, три короткие вспышки)
Датчик потока воздуха
Оборвана или замкнута электрическая цепь датчика
Код 24 (две продолжительных вспышки, четыре короткие вспышки)
Воздушный регулирующий клапан
Оборвана или замкнута электрическая цепь клапана
Код 31 (три продолжительных вспышки, одна короткая вспышка)
Датчик положения дроссельной заслонки
Оборвана или замкнута электрическая цепь датчика
Код 32 (три продолжительных вспышки, две короткие вспышка)
Датчик кислорода
Оборвана электрическая цепь датчика кислорода
Код 33 (три продолжительных вспышки, три короткие вспышки)
Датчик скорости автомобиля
Отсутствует сигнал датчика скорости автомобиля
Код 35 (три продолжительных вспышки, пять коротких вспышек)
Электромагнитный клапан очистки
Электромагнитный клапан очистки постоянно включен или постоянно выключен
Код 41 (четыре продолжительных вспышки, одна короткая вспышка)
Состав топливной смеси
Не оптимальное соотношение топливной смеси
Код 42 (четыре продолжительных вспышки, две короткие вспышка)
Сигнал переключения
Неправильный сигнал переключения
Код 44 (четыре продолжительных вспышки, четыре короткие вспышки)
Код 45 (четыре продолжительных вспышки, пять коротких вспышек)
Атмосферный датчик
Неисправен атмосферный датчик
Код 49 (четыре продолжительных вспышки, девять коротких вспышек)
Датчик потока воздуха
Неисправен датчик потока воздуха
Код 51 (пять продолжительных вспышек, одна короткая вспышка).
Нейтральный выключатель
Нейтральный выключатель остается в постоянно включенном положении
Код 51 (пять продолжительных вспышек, одна короткая вспышка)
Блокиратор стартера
Выключатель блокировки остается постоянно во включенном положении
Код 52 (пять продолжительных вспышек, две короткие вспышки)
Габаритный выключатель
Выключатель парковки остается в постоянно включенном положении
Для определения кодов неисправности в системе самодиагностики OBD2 необходимо включить сканер в диагностический 16-контактный разъем.
Коды неисправности в системе самодиагностики OBD2 состоят из пяти цифр.
Коды неисправности системы самодиагностики OBD2
Источник
Самодиагностика систем управления OPEL с 1986г. по 97г.(+коды ошибок и их расшифровка) Opel
Иногда, в системе управления впрыском автомобилей возникают неисправности. Узнать причину, в большинстве случаев, можно самостоятельно, считав код ошибки в накопителе ECU через диагностический разъём.
На автомобили OPEL выпуска 86-94 годов устанавливались системы диагностики с 10-ти контактным разъемом и протоколами диагностики ALDL (Multec) или K-Line (Motronic).
На OPEL выпуска 94-96 годов устанавливалась системы диагностики с 16-ти контактным разъемом и протоколом диагностики K-Line. Более поздние модели имели систему диагностики, совместимую со стандартом OBD-II и 16-ти контактным разъемом. С 2002 года вводится CAN протокол на уже стандартном 16-ти контактном OBD-II разъёме.
Следует помнить, что ошибка в накопителе может иметь статус «активной», т.е. неисправность в системе присутствует в данный момент. При этом будет гореть лампа «check engine» на панели приборов. И «сохранённой» — лампа «check engine» гореть не будет. Если эта ошибка не возникнет повторно в течение 20 запусков двигателя, то она будет стёрта из накопителя. Так-же накопитель сбрасывается при снятии клеммы аккумулятора на 30 секунд. В современных системах, ошибки можно удалить только с помощью диагностического оборудования, после устранения их причины.
Рассмотрим вариант самодигностики систем Motronic и Multec с 10 контактным диагностическим разъёмом. 1. Находим сам разъём. У OPEL Kadett, Vectra и Omega он находится возле опоры стойки, с левой или правой стороны моторного отсека. У OPEL Tigra, Corsa и Astra — в щитке предохранителей салона. У OPEL Frontera его ставят над правой (пассажирской) фарой.
Расположение и назначение его контактов:
A — Масса автомобиля B — L-Line Самодиагностика ECU engine C — Самодиагностика АКПП D — Самодиагностика Trip computer E — Канал данных двигателя F — «+» Аккумуляторной батареи G — K-Line канал данных компьютеров H — Самодиагностика круиз-контроля J — Самодиагностика полного привода K — Самодиагностика ABS
2. Ставим проволочную перемычку в зависимости от цели диагностики:
AB — компьютер двигателя (Motronic, Multec) AC — электронная автоматическая коробка передач AD — бортовое табло LCD и бортовой компьютер AG — стандартная, помехозащитная заглушка AH — компьютер круиз-контроля, противоугонного устройства (ATWS) AJ — электронное управление полным приводом AK — компьютер ABS В сервисных мануалах, эта перемычка называется «диагностическое приспособление KM602-2»
3. Включаем зажигание и считываем flash коды, которые нам начинает выдавать лампа индикации соответствующего устройства. Некоторые версии систем могут не поддерживать самодиагностику. Структура показа кодов проста:
Первая серия вспышек с короткими паузами — десятки Пауза побольше — разделитель Вторая серия вспышек с короткими паузами — единицы Длинная пауза — разделитель кодов
x-xx (12) Каждый цикл начинается с кода входа в режим самодиагностики — 12 (показано на примере) Далее выдаются коды по возрастанию номера ошибки. Все коды повторяются по 3 раза. После окончания показа кодов ошибок, цикл повторяется заново. Расшифровка flash кодов ошибок приведена в таблицах Flash codes Opel
Вариант самодиагностики с разъёмом OBD-II (если система его поддерживает), мало отличается от описанного выше.
1. Находим сам разъём. У OPEL Vectra, Astra и Zafira он находится под защитной крышкой, в салоне под рычагом ручного тормоза. У OPEL Omega — в щитке предохранителей салона, под рулевой колонкой. У OPEL Corsa — в нише центральной консоли. 2. Ставим перемычку между контактами 5 и 6 3. Включаем зажигание и считываем flash коды, которые нам начинает выдавать лампа индикации. Некоторые модели систем могут не поддерживать самодиагностику. Для ранних систем, принцип считывания кодов такой-же. Для более поздних, есть небольшие отличия: 10 вспышек лампы соответствует началу кода P0. Далее следует сам 3х значный код.
xxxxxxxxxx-x-x-xxx (P0113) Коды повторяются 3 раза и идут по возрастанию номера ошибки. После окончания, цикл повторяется заново. Расшифровка flash кодов ошибок стандарта OBD-II приведена в таблицах Flash codes Opel Расшифровка flash кодов ошибок не OBD-II стандарта приведена в таблицах Flash codes Opel Расшифровка flash кодов ошибок не OBD-II стандарта для АКПП приведена в таблицах Flash codes Opel, только звмыкать необходимо не 5-6 контакты, а 3-5
У более поздних систем, категории неисправностей разделены, соответственно разделены и лампы индикаторы:
Следует помнить, что ошибки могут быть как прямые (точно указывать на неисправность), так и косвенные (указывать на неисправность систем, находящихся за диапазоном проверки). Например, ошибка лямбда зонда (oxygen sensor), регулятора холостого хода (IAC) или расходомера воздуха (AFS), может означать так-же и просос неучтённого воздуха в впускную систему. Сами по себе ошибки систем не могут дать полную и точную информацию о проблемах, более того — проблемы могут быть и совсем без возникновения ошибок. Поэтому, в большинстве случаев, без грамотного мастера с соответствующим диагностическим оборудованием и опытом работы, не обойтись.
Таблица кодов ошибок ECM «General Motors» 13 Отсутствует сигнал лямбда-зонда (О2) 14 Низкий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости 15 Высокий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости 16 Высокий уровень бортового напряжения 19 Ошибка датчика положения коленвала 21 Высокий уровень сигнала датчика положения дроссельной заслонки 22 Низкий уровень сигнала датчика положения дроссельной заслонки 23 Высокий уровень сигнала термодатчика всасываемого воздуха 24 Отсутствие сигнала скорости автомобиля
33 Датчик абсолютного давления (МАР) — высокое напряжение сигнала 34 Неверный сигнал датчика расхода воздуха 35 Отклонение оборотов холостого хода 41 Неисправность датчика распределительного вала 42 Неисправность цепи управления зажиганием 43 Неисправность цепи управления по детонации 44 Обедненный состав топливной смеси (по сигналу О2) 45 Обогащенный состав топливной смеси (по сигналу О2) 49 Диагностика потери вакуума 51 Ошибка запоминающего устройства 53 Неисправность потенциометра регулировки СО 54 Неисправность потенциометра октан-корректора 55 Обеднение при высокой нагрузке на двигатель 61 Деградация датчика кислорода
Код неисправности:
Что это означает:
Причина появления и реакция контроллера:
12
Вход в режим диагностики
Вход в режим диагностики
13
Выход за границы режима «Closed loop» в цепи обратной связи контроллера из-за неверного сигнала с Лямбда-зонда.
Если сигнал с Лямбда-зонда перестает выходить за рамки 0,35. 0,55В, при этом двигатель работает более 40 сек., его температура более 85 о С, дроссельная заслонка приоткрыта более чем на 6%, коды 21 и 22 не сохранены в памяти компьютера и все это длится более 12 сек. Контроллер переходит на работу по программе «Open loop»
14
Датчик температуры охлаждающей жидкости – пониженное напряжение . ( о С.
Возможное короткое замыкание сигнальных проводов. Код сохраняется в памяти если температура более 135 о С и двигатель работает более 2 сек. В этом случае контроллер переходит на работу по значению от 10 до 80 градусов в зависимости от прошедшего со старта времени.
15
Датчик температуры охлаждающей жидкости – повышенное напряжение . ( > 4,9 В ) Возникает если температура двигателя по датчику менее -35 о С.
Датчик температуры дефектный. Код сохраняется в памяти если температура менее -35 о С и двигатель работает более 20 сек. В этом случае контроллер переходит на работу по значению от 10 до 80 градусов в зависимости от прошедшего со старта времени.
21
Потенциометр дроссельной заслонки. Повышенное напряжение. ( > 3,5 В )
Код сохраняется если напряжение на выходе др.заслонки превышает 3,5В, двигатель работает, его обороты менее 4000 об/мин., отсутствуют в памяти коды ошибок 33, 34 и все это длится более 1,5 сек. При этом контроллер подменяет сигнал потенциометра в зависимости от оборотов двигателя от 0% до 37%.
22
Потенциометр дроссельной заслонки. Пониженное напряжение. ( о С, скорость авто менее 1 км/ч, коды 21, 22 и 24 не сохранены и все это длится более 4 сек.
44
Выход за границы режима «Closed loop» в цепи обратной связи контроллера из-за излишнего обеднения горючей смеси
Сигнал с лямбда-зонда менее 0,28В, двигатель работает, его температура более 20 о С, не сохранены коды ошибок 33 и 34, условие выполняется более 1,5 мин. Контроллер переключается на работу по программе «Open loop».
45
Выход за границы режима «Closed loop» в цепи обратной связи контроллера из-за излишнего обогащения горючей смеси
Сигнал с лямбда-зонда превышает уровень 0,75В, двигатель работает, его температура более 20 о С, не сохранены коды ошибок 33 и 34, условие выполняется более 1,5 мин. Контроллер переключается на работу по программе «Open loop».
55
Неисправность управляющего устройства (контроллера)
Если при неработающем двигателе включено зажигание и контроллер выдает эту ошибку даже после отключения аккумулятора со стиранием ошибок, то это означает, что контроллер необходимо заменить.
Отличия от системы впрыcка «Мультек» для двигателей 1.3 и 1.6. Добавлены несколько позиций:
Код неисправности:
Что это означает?
Причина появления и реакция контроллера:
51
Неисправность управляющего устройства (контроллера)
Возникает если контроллер получает нераспознаваемые данные из программной памяти. Контроллер подлежит замене.
53
(Только для мотора C16LZ) Завышенное напряжение в бортовой сети автомобиля
Появляется только если напряжение в бортовой сети повышается более чем 16,9 В.
54 *
* (Только для мотора E16LZ) Неверный сигнал с потенциометра регулирования уровня СО в выхлопе.
Появляется если уровень сигнала с потенциометра регулировки СО ниже 0,02В или выше 3,9В. В случае обнаружения этой ошибки контроллер переключается на прошитое значение в 2,5В и работает по нему. (Контроллеры моторов C16LZ и Е16LZ — разные и, хоть они и взаимозаменяемы, имеют собственные системы кодов)
Отличия от системы впрыcка «Мультек» для двигателей 1.8i: К вышеперечисленной первой таблице добавлены несколько позиций: